top of page

Azerbajian Gadini Magazine: Домик с видом на мир



... В полуотстроенном «сыром» здании, где на неоштукатуренных стенах висят картины, а посреди извилистых коридоров и темных помещений разложены скульптуры и инсталляции, неподалеку друг от друга расположились небольшие домики. Без номера и без адреса. Ведь, как сказала бы одна модная ирландская писательница: «Дом – это не место, а состояние души». Зато у каждого есть свое название: «Я для себя», «Я для других», «Другие для меня». Три дома, три мира. три пространства, в которых обитает душа художницы Аиды Махмудовой. Замкнутые, на первый взгляд, открытые лишь с одной стороны. В каждом теплится свет. Значит ли это, что здесь ждут гостей и сюда можно войти? Хотя, как можно войти в домик размером со скворечник...


А как вошла в свою за зеркальную Страну чудес Алиса? Как путешествовал с одной планеты на другую Маленький принц? В памяти всплывают хорошо известная, прочитанная в детстве фраза: «Будь то дом, звезды или пустыня – самое прекрасное в них то, чего не увидишь глазами.» Зажмуриваю глаза и захожу...




Дом первый

Я для себя


В пейзаже полупустынных апшеронских песчаников море экспрессии и теплоты. Единственная комната буквально зачаровывает каким-то особым ощущением уюта и гармонии.


Мой первый «дом» – это как бы моё подсознание, мои воспоминания, смешанные, искажённые, потому что со временем они меняются, но все равно остаются в душе и формируют ощущения прошлого и настоящего.


– Запах сирени – это запах моего детства. Моя бабушка, имя которой я ношу, очень любила эти цветы. Весной у нее дома всегда стояла сирень. Вообще, из детских воспоминаний самые яркие связаны с бабушкой. Это была необыкновенная, удивительная женщина. Очень красивая, всегда подтянутая, энергичная, добрая, она казалась недостижимым идеалом. И, в то же время, она была реальна: такая родная, заботливая, трудолюбивая.


В детстве мне часто доводилось гостить у нее, и когда приходило время уходить обратно домой, я всегда плакала. Что касается качеств характера, которые я унаследовала от нее, я бы сказала так: в каждой из женщин нашего рода есть ее гены, и, наверное, многими своими достижениями мы, так или иначе, обязаны бабушке. И я рада, что своим именем, а в дальнейшем, надеюсь, что и своими успехами, могу ассоциироваться с ней... Рисовать я начала с раннего детства. Ходила на занятия в детскую художественную галерею к Катане Гази. Уехав за границу, некоторое время занималась архитектурой. А потом все же ушла полностью в изобразительное искусство, в art.


Конечно, можно много говорить о тех великолепных учебных заведениях, где я получала образование, но дело даже не только в этом. Обучение за рубежом дало мне возможность буквально ежедневно расширять свой творческий кругозор посещать музеи, выставки, которые, например, в том же самом Лондоне проходят в огромном количестве каждый день: нужно только успеть выбирать, куда пойти.


В какой-то период я увлеклась фотографией, и на меня очень повлияли работы нашего фотографа Санана Алескерова. Все мой работы основаны на моём внутреннем «Я», на его взаимодействии с окружающим миром. Все ежеминутно меняется, а значит, постоянно развиваюсь и я...





Дом второй

Я для других


Здесь все могли рисовать всё то, что хотят, и выразить через свои рисунки то, что они думают обо мне. Очень важно знать, что о тебе думают. Потому что это тоже формирует личность.


Светлое, отнюдь не камерное, пространство, испещрено пожеланиями и размышлениями: добрыми и философскими, радостными и задумчивыми. Но всегда бесконечно искренними в своем порыве поделиться с художником...


Все началось очень давно. У меня всегда было желание создать организацию в поддержку современного искусства Азербайджана. И потихоньку эта идея как-то сформировалась и обрела вполне реальную форму. Организация «Пространство современного искусства YARAT» и, в частности, ее первый проект «Ön söz» — это, прежде всего, поиск. Поиск художников, отбор работ, общение с большим количеством людей. Я стремилась собрать в единую концепцию творчество художников, творцов, среди которых были бы и начинающие, и более известные. Но немаловажным вопросом в этом поиске был и выбор места. Мне хотелось найти что-то отвлеченное, безыскусное, «сырое», чтобы художники чувствовали себя абсолютно свободными в творческом плане. И когда я увидела нежилое помещение, походила по лабиринту, по комнатам, я поняла, что нашла то, что искала. Начинать всегда трудно, но, если занимаешься любимым делом, процесс подготовки, каким бы он ни был утомительным и сложным, очень приятен. Ну, а если говорить в широком смысле, то «я для других» — это, конечно же, еще и мое место и значение в жизни близких мне людей, моей семьи. Чуть больше года назад у меня родилась очаровательная дочь, которой мы с мужем дали красивое персидское имя Сорая. Мой муж по происхождению иранец, мы познакомились в Лондоне, где сейчас и живем. Для меня, как и для любой женщины, семья — это смысл жизни. Я трепетно отношусь к семейным традициям, для меня очень важно, чтобы муж и дочь были счастливы. Уверена, что роль женщины в семье очень важна и намного более сложна, чем роль мужчины.


Помимо «малой семьи», есть еще и одна общая «большая семья», в которой нуждается каждый человек. Я очень дружу со своей родной сестрой и с двоюродными сестрами. Мне всегда есть о чем с ними поговорить, поделиться своими мыслями, попросить совета, и они меня всегда поддержат.


Сейчас думаю, наверное, потому что у меня есть такие замечательные сестры, я, в общем-то, никогда не стремилась иметь близкой подруги. Мне это было не нужно. Какой-то период, до и после рождения дочери, моя жизнь протекала только в формате «Я для Нее». А сейчас есть и «я для искусства». Это большое счастье...





Дом третий

Другие для меня


«Я о них», отношение к окружающему миру... Наверное, это сложнее всего описать словами.


Я просто хотела бы выразить огромную признательность всем, кто помогал и помогает мне в моих творческих начинаниях. Знаете, во время подготовки проекта «On söz» нас очень поджимало время. И была группа ребят, которые очень мне помогли. Мы оставались иногда до утра. Все, что увидел зритель, было сделано собственными руками.

А это дорогого стоит. Я очень благодарна моей маме. Были моменты, когда я просто не успевала поесть, и любая помощь, включая моральную, придавала силы.


А у мамы огромный опыт, она прекрасно чувствует азербайджанского зрителя. И если я, порой, не соглашалась с ней в чём-либо, то позже все равно понимала ее правоту. У меня очень много планов на будущее. Есть проекты выставок, экспозиций как здесь, у себя на Родине, так и за рубежом. Кроме этого, в планах создание образовательных программ при участии художников, критиков, искусствоведов, проведение семинаров, лекций о современном искусстве, о живописи, литературе. Часть этих проектов связана с поддержкой наших молодых талантливых художников. Очень интересно смотреть со стороны, как они развиваются, каким становится их искусство. Сейчас моя жизнь проходит между Баку и Лондоном, и оба эти города много значат в моей жизни. Так что все мои дороги ведут в дом ...

bottom of page